ВОКЗАЛ ДЛЯ ФАСТФУДА

размещено в: Главная | 0

История о том, как поставили крест на объекте, который в 70-х годах прошлого столетия возвели методом народной стройки

Его называли самым красивым на Кубани – именно так, по словам участников далеких событий, живописала краевая пресса, восхвалявшая Апшеронский автовокзал. С ним связана целая эпоха в истории Апшеронского района. А сколько поколений прошло через него, сколько было волнительных минут прощаний и встреч!

Построенный в 1978 году этот социальный объект стоял на балансе Апшеронского автотранспортного предприятия. Затем перешел в собственность Краснодарского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций Министерства автотранспорта РСФСР.

Когда рухнула Советская власть, отлаженная система пассажирских перевозок начала давать сбой. Причин тому много, но, как считают профессионалы этой сферы, главная беда заключалась в том, что краевой департамент транспорта и дорожного хозяйства лишил Апшеронское АТП междугородних маршрутов. Их отдали другим перевозчикам. В итоге районное предприятие пошло ко дну.

Еще не так давно здание автовокзала принадлежало АО «Кубаньпассажиравтосервис», чей головной офис находится в Краснодаре. Это акционерное общество на протяжении многих лет арендовало у Апшеронского городского поселения земельный участок площадью 5500 квадратных метров, где располагался автовокзал. В последнее время он приносил большие убытки, однако ж, гораздый собственник решил выкупить привокзальную территорию. Закон разрешает властям продавать без торгов муниципальную землю, если на ней размещены сооружения, принадлежащие покупателю. Как оказалось, наш покупатель действовал по принципу «купи – продай». Львиную долю купленного участка вместе с автовокзалом он продал Марине Солдатовой. Как сообщил генеральный директор АО «Кубаньпассажиравтосервис» Андрей Непокупной, сделка состоялась первого сентября 2020 года.

Муж приобретательницы, успешный предприниматель, депутат райсовета Евгений Солдатов рассказал районной газете «Апшеронский рабочий», что является собственником здания бывшего автовокзала, в котором планирует открыть торговый центр или точку всемирной сети фастфуд. Эту информацию разместили на редакционной странице ВКонтакте 29 сентября текущего года. Неужто Евгений Викторович надеялся тем самым обрадовать людей? Видимо, хотел увидеть картину маслом, как в комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!»

УСТАМИ НАРОДА ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА

На самом деле новость, мягко говоря, опечалила жителей Апшеронского района. Васильева Раиса Никифоровна, ветеран труда, инвалид первой группы, которая 25 лет была председателем квартального комитета 22-го квартала райцентра, восприняла продажу социального объекта как потерю близкого человека:

— Я плакала, когда узнала, что автовокзала в Апшеронске больше нет. Помню, люди так радовались его появлению! Ведь раньше у нас была маленькая деревянная автостанция на Кругу. Мне очень больно от того, что депутата Евгения Солдатова, купившего автовокзал, не волнует, где людям ожидать свои рейсы. Добрый хозяин собаку в холод из дома не выгонит, а у нас людей на улицу выгнали. В первый раз Солдатов шел в депутаты от коммунистов. Меня попросил помочь организовать ему встречу с жителями нашего квартала. Организаторов было трое: я, Самсонова Зоя Николаевна, Симонова Елена Васильевна. Ходили мы по домам, агитировали за него. Он дал слово, что не потеряет нашего доверия и будет всячески нас защищать. Так и прошел в Совет. А в дальнейшем откололся от коммунистов, переметнулся в Единую Россию. И забыл про народ…

«Горный вестник Кубани» поместил в социальных сетях заметку под заголовком: «Нужен ли райцентру автовокзал?» Комментарии пользователей не заставили себя ждать. Вот несколько из них.

Татьяна Ковалева: «Иногородние люди, когда приезжали в наш город, всегда восхищались нашим автовокзалом. По-видимому, в настоящее время думать о людях города, района, о строительстве нужных для людей объектов некому. Есть только одна цель – это личная человеческая ненасытность. Очень печально.

Татьяна Тевс: « У нас скоро ничего не будет, кроме торговых точек, а за что покупать? За минималку? Куда идем?»

SergeyGovorov: «В 2018 году был на Родине. Вокзал и (особенно) общественный туалет поразили, давно пора снести и построить современный. А без вокзала и город не город, а так – промежуточная станция».

Оксана Любивая: «Жесть, конечно. А где зимой укрыться от снега или дождя? И даже просто погреться. Непонятно. Все для народа».

ВОКЗАЛА НЕТ, НО ВЫ ТЕРПИТЕ

Хозяева АО «Кубаньпассажиравтосервис» насчет вопроса, где укрыться пассажирам, не заморачиваются. Они «закрыли» проблему оставшимся в их собственности клочком земли. Впритык к проданной территории установили кассовую будку для обслуживания жителей и гостей района. Теперь пассажиры ждут свои рейсы на улице, под навесом крыши бывшего автовокзала. В непогоду на скамейки никто не садится — их поливает дождь, и присыпает снег.

Каково же старикам и женщинам с детьми стоя «нести вахту» у посадочной площадки! На всех — один биотуалет, точнее кабинка. В ней одному тепло одетому человеку трудно развернуться. У самой крышки высокого унитаза плавают фекалии вперемешку с мусором, и люди садятся чуть ли не на них. «Кабинет раздумий» не что иное, как рассадник инфекции. Но владельцам кассовой будки от этого не холодно, не жарко.

Рассадник инфекций

В бесплатный уличный туалет, построенный в былые времена для автовокзала, могли одновременно войти по три человека в мужское и женское отделения. Новые хозяева закрыли его на замок. Другого общественного туалета в этой округе вы не найдете.

Общественный туалет на замке

Журналисты еженедельника «АиФ-Ростов» разбирались с аналогичной ситуацией в городе Таганроге. Они выяснили, что в существующей законодательной базе содержатся требования ко всем помещениям внутри вокзала и привокзальным территориям. А вот если перевести вокзал в «остановочный пункт», то вопросы снимаются, как и комфорт пребывания в нем.

Коллеги пришли к выводу: «Даже если пассажиры обратятся в суд с просьбой сделать автостанцию более комфортной, то они получат вполне оправданный с юридической точки зрения отказ: для «остановочного пункта» не нужно иметь большой зал ожидания и удобные туалеты. Так что, людям придется потерпеть. Если, конечно, местная власть не решит за них вступиться и пойти на дополнительные затраты».

Что касается властей Апшеронского района, то они могли бы сохранить вид разрешенного использования всего земельного участка «Под размещение автовокзала». Запретили же собственнику менять целевое назначение земли под кинотеатром «Юбилейный».

Но вокзал и кинотеатр – объекты отнюдь не равнозначные. У первого — социальная потребность гораздо выше. Людям по большому счету все равно, крутят ли кино в кинотеатре. А продажа автовокзала создала гражданам неудобства и, соответственно, повысила эмоциональный фон общества. Старое вокзальное здание не представляет собой ценности с точки зрения коммерции, чего не скажешь про землю под ним и вокруг него. Она фактически бесценна. И администрация Апшеронского городского поселения, которая «банковала» при продаже этого земельного участка, могла бы поставить вопрос ребром о социальной нецелесообразности размещения на нем очередного торгового центра. Тем более, что Апшеронск перегружен магазинами при отсутствии промышленных предприятий. Это город бюджетников, пенсионеров и работников торговли – торгашей, как говорят в народе. У населения просто нет денег, чтобы обеспечивать рентабельность всей торговой сети.

Теоретически, если бы торговый центр открылся в здании действующего автовокзала, это было бы достойным решением проблемы. Однако брать вокзал на прицеп новый собственник, судя по всему, не планирует.

Поэтому мнение людей, чья трудовая деятельность, так или иначе, была связана с автовокзалом, заслуживает особого внимания. Возможно, это подскажет путь выхода из сложившейся ситуации.

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ

 

Алексей Никифорович Охрименко – известный, уважаемый человек. Много лет занимал в районе разные высокие должности. Работал заместителем председателя Апшеронского горисполкома, позже заведовал отделом райкома партии, возглавлял комитет народного контроля, а затем — Апшеронский райисполком. Имеет безупречную деловую репутацию.

Беседу начинает с воспоминаний об Алексее Алексеевиче Чичкунове, ныне покойном:

— Он был председателем Апшеронского горисполкома. Настоящим, лучшим хозяином города за все время существования Апшеронска. При нем построили автовокзал, поликлинику, бывшую гостиницу, памятник на Вечном огне, мемориал погибшим казакам в парке Юность, кинотеатр «Юбилейный», Тухинский мост, школу № 1, промышленную подстанцию. За одно то, что источник водоснабжения города — река Серебрячка, Чичкунову памятник ставить надо. Ведь раньше воду брали из реки Пшехи. Помню, наполнишь ванну, а на дне — толстый слой ила.

Что касается автовокзала, как не будут слезы наворачиваться, если мы все его строили? Буквально все. В то время Апшеронский район не был дотационным. Он являлся бюджетным донором. Доходы в бюджет превышали расходы. Ну, сами посудите: на производственном деревообрабатывающем объединении «Апшеронск» работало три с половиной тысячи человек, опытно-экспериментальном заводе – 1250, заводе «Лесхозмаш» — 1200, заводе торгового оборудования – 800, заводе «Музлесдрев» — 120, в автохозяйстве – 800. И это лишь самые крупные предприятия, а были и поменьше. Все они выделяли на стройку рабочие бригады, технику, необходимые материалы.

На месте, где поднимали автовокзал, была огромная яма. Туда самосвалами завозили землю. С реки качали насосом воду для поливки грунта, уплотняли его катком. Потом на залитый фундамент установили металлическую конструкцию, которую сделал опытно-экспериментальный завод по заказу Апшеронского АТП. Расстояние между ее стойками частично заложили кирпичом и провели остекление объекта. Организовали субботники по озеленению территории и построили котельную.

На этом объекте начинался мой рабочий день. Я непосредственно контролировал ход строительных работ. Поэтому с гордостью могу сказать, что автовокзал воздвигнул народ Апшеронского района.

Сергей Александрович Будаев был директором автовокзала 20 лет. Знает не понаслышке, как работал этот сложный организм.

О периодах его взлета и падения рассказывает дрогнувшим голосом:

— Я возглавил Апшеронский автовокзал в 1987 году. Впоследствии он стал структурным подразделением акционерного общества «Кубаньпассажиравтосервис», с которым районные власти каждые пять лет заключали договор на обслуживание пригородных маршрутов. Мы перечисляли перевозчикам, Апшеронскому АТП и Хадыженскому ПАТП, часть денег, полученных от продажи билетов. За ними были закреплены и междугородние маршруты. К примеру, из Апшеронска автобусы ходили в Краснодар, Белореченск, Майкоп, Ставрополь, Армавир, Джубгу. В среднем за месяц обилечивали 176 тысяч пассажиров. По одним только пригородным маршрутам отправляли примерно 40 рейсов в день. Люди спокойно уезжали с вокзала согласно расписанию. Кроме того, по району работало семь автобусных касс. То есть, перевозки пассажиров проходили организованно, без нарушений установленных правил.

Но край забрал междугородние маршруты у Апшеронского автотранспортного предприятия, и оно развалилось. А следом районные власти лишили нас пригородных пассажирских перевозок – перестали заключать договоры с АО «Кубаньпассажиравтосервис». Весь пригород отдали частным перевозчикам, работающим на маршрутках. Сложилась ситуация, при которой вокзал оказался никому не нужен. Не стало хватать средств на оплату коммунальных платежей и аренды земельного участка.

Люди из сельских поселений, часть которых находится в горах, не могли уехать домой после работы. Они часами сидели на вокзале, потому что количество рейсов сократилось. Не могли уехать и пассажиры с детьми, приезжающие, например, в больницу. Случалось, они в отчаянье били стекла на вокзале.

Пошел я тогда к главе района Шадрину с его предвыборной листовкой, где было написано: «Иду служить людям». Взывал к совести его, говорил, что о людях подумать надо – все напрасно. После этой встречи он позвонил нашему генеральному директору и попросил меня уволить. Смуту, дескать, навожу в Апшеронске. Не уволили – перевели в Краснодар, в головной офис. От греха подальше.

Районную власть не интересовало снижение пассажиропотока. Хадыженскому ПАТП не хватало талонов на заправку, дорожал бензин. А маршрутки работали без билетов. Вся наличка уходила в карманы водителей. Вот взяли бы и построили за свои деньги общественный туалет. Так нет же, пользовались вокзальным туалетом.

В общем, когда чиновники стали командовать пригородными пассажирскими перевозками, вокзал стал умирать. А сохранить его власти не пытались.

Есть и еще мнение, которое поддерживают немало граждан:

— Вокзал однозначно необходим, но содержать его нужно не за счет местных перевозчиков, работающих на внутрирайонных маршрутах. Пригороду вокзал не нужен. Сейчас человек платит водителю маршрутки, к примеру, 50 рублей за проезд, а по билету автовокзала придется платить 75. В районе создана эффективная система маршрутного такси. Со всеми водителями маршруток заключены договоры. Людям работать надо, семьи кормить. А на междугородние маршруты дает разрешение краевой департамент транспорта и дорожного хозяйства. Тут уж действительно без билетов нельзя. Хадыженское ПАТП – это государственное предприятие. За него администрация Краснодарского края несет ответственность.

НЕ ПОРА ЛИ ВСТАТЬ НА БУКВУ ЗАКОНА?

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указаны вопросы местного значения, которые обязан решать муниципальный район. Есть среди них и такой вопрос:

— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Наша ситуация сквозь призму этого закона выглядит мрачно. В Апшеронском районе не созданы достойные условия для предоставления транспортных услуг населению, поэтому пассажиры в ожидании рейсов мерзнут на улице и справляют нужду в рассаднике инфекции.

Доставка населения в райцентр является для жителей горных поселков жизненно необходимой услугой. Но приехав в Апшеронск, люди ждут обратного рейса, бывает, полдня. А ведь зала ожидания на остановочном пункте нет. Где же им, бедолагам, укрыться от холода?

Законодательство исходит из конституционного принципа невмешательства в деятельность органов местного самоуправления, согласно которому вопросы местного значения решаются ими самостоятельно.

Есть районы на просторах нашей Родины, которые относятся к созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, как к задаче государственной важности. Муниципальные программы и Положения с этой целью утверждают, подумать только! Финансируют мероприятия для создания этих самых условий, возмещают убытки перевозчикам, проводят анализ пассажиропотоков, выявляют потребности населения в перевозках и так далее.

То, что Апшеронский район является дотационным, ситуацию не оправдывает. Предусматривает же районный бюджет расходы на стадион. Значит, надо изыскивать средства и на зал ожидания для пассажиров, коль продали за шапку сухарей полгектара бесценной муниципальной территории для размещения автовокзала. Кстати, депутату Евгению Солдатову не мешало бы включить этот вопрос в повестку дня сессии райсовета.

Впрочем, можно найти и другие варианты, не забывая при этом, что гостеприимство Апшеронского района начинается, прежде всего, с вокзала

 

 

Понравилась статья? Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.