ЛИКБЕЗ ОТ МИНТРУДА РОССИИ

Как ослепительно вспыхнул и вскоре погас акт прокурорского реагирования

В марте прошлого года прокурор Апшеронского района Юрий Гайдуков внес представление главе муниципалитета Олегу Цыпкину с требованиями о принятии необходимых мер по устранению нарушений законодательства о муниципальной службе, а также Федерального закона «О противодействии коррупции».

Говоря простыми словами, в этом документе сообщалось, что образование и муниципальный стаж заместителя главы района Елены Харченко не отвечают квалификационным требованиям. Выявленный факт несоответствия занимаемой ею должности нарушает права муниципального образования и его граждан. Продолжение работы чиновницы исключается, договор с ней подлежит прекращению.

Как писал ранее «Горный вестник Кубани», районный прокурор лично участвовал в заседании по рассмотрению внесенного им представления. За день до решающего события Елена Харченко уволилась по собственному желанию, но через два дня Олег Цыпкин снова принял ее в администрацию района – на прежнюю должность.

Тогда-то и возник интересный вопрос: почему чиновница, которая не соответствовала, вдруг стала соответствовать – через два дня после своего увольнения?

Выражаясь на языке аллегории, в картине маслом не хватало логики. Чтобы разобраться в странностях кадровой политики муниципальной власти, редакция несколько раз обращалась в прокуратуру района с просьбой обратить внимание на «спектакль» и дать ему правовую оценку. В редакционном запросе упоминались подготовленные Минтрудом России «Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям».

Пришедший ответ, подписанный Юрием Гайдуковым, вогнал в ступор. Из него следует, что стаж муниципальной службы и уровень образования Елены Валентиновны Харченко соответствуют квалификационным требованиям, а Методические рекомендации Минтруда России «носят исключительно рекомендательный характер и к законодательству Российской Федерации не относятся».

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» — вспомнилась сразу старинная поговорка.

Дальше последовало обращение в высокие инстанции. Так, мол, и так, в районной администрации нет детей «группы риска», а социальный педагог в штате имеется – заместитель главы района Харченко. По специальности она ни дня не работала, но курирует направления, которые далеки от ее профессиональных понятий. А это похоже на коррупцию.

Ответила начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Краснодарского края Алла Коваль. Подписанное ею письмо, как сказал бы поэт, «острием резануло ножа». Одного предложения хватило, чтобы усомниться в компетентности начальника: вместо «постановления администрации муниципального образования Апшеронский район» указано «постановление главы администрации…». В нормативном правовом акте от 24 июля 2019 года под номером 462 перепутан месяц: вместо июля указан июнь. А общая суть ответа на языке аллегории такова: «Все хорошо, прекрасная маркиза».

Но стойкое убеждение в том, что Апшеронским районом должны руководить профессионалы, не исчезло — в Минтруд России ушел редакционный запрос.

Ответ от федерального органа исполнительной власти не заставил себя ждать. Он поступил в электронном и печатном виде. В переводе с языка делового письма на разговорный язык специалисты министерства разъяснили следующее.

Методические рекомендации содержат набор мер по определению областей и видов профессиональной служебной деятельности, которые включены в Перечень. Есть также Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

Перечень и Справочник сформированы Минтрудом России по итогам обобщения предложений субъектов РФ. Но перед тем как внести в документы те или иные предложения, их обсудили представители государственных органов и органов местного самоуправления, эксперты по вопросам государственного и муниципального управления.

Обсуждения проходили на высоком уровне в период разработки в 2016 году нового закона, который внес изменения, в том числе и в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Решение об установлении квалификационных требований к специальности и направлению подготовки работодатель принимает на основе методических материалов самостоятельно и под свою ответственность, с учетом задач и функций ведомства, а также знаний и умений, которые необходимы для исполнения этих обязанностей.

Из полученной информации предельно ясно: Методические рекомендации Минтруда России имеют непосредственное отношение к нормотворчеству, поэтому их рекомендуют использовать в работе.

Более того, пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. № 47 поручено, также и органам местного самоуправления, при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно – методическими материалами.

Но в Справочнике по видам служебной деятельности, которые курирует Елена Харченко, не указана специальность «социальный педагог».

Посудите сами, дорогие наши читатели, разве лицо с таким дипломом разбирается в сельском хозяйстве, туризме, спорте, архивных премудростях?

А ведь в нашем районе есть достойные граждане с подходящим для этих направлений работы образованием. И если б квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в администрации Апшеронского района были опубликованы в газете, нашлись бы профессионалы.

Постановление администрации муниципального образования Апшеронский район от 24 июля 2019 года под номером 462, которое подписал глава района Олег Цыпкин, внесло изменения в существующие квалификационные требования в виде «социального педагога» для направлений, которые курирует заместитель главы Харченко. Оно не опубликовано в «Апшеронском рабочем», хотя имеет все признаки нормативного правового акта, кроме того, не прошло антикоррупционную экспертизу в прокуратуре района.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 признаки, характеризующие муниципальный правовой акт следующие:

  1. Он издан управомоченным органом местного самоуправления – администрацией МО Апшеронский район.

  2. Он предназначен для неопределенного круга лиц, желающих поступить на муниципальную службу в случае соответствия предъявляемым требованиям для замещения должности.

  3. Его действие не ограничено во времени и носит постоянный характер.

  4. Он регулирует общественные отношения, а именно: содержит совокупность норм, упорядочивающих поведение людей (их права и обязанности) в сфере муниципального права.

Таким образом, неопубликованное в «Апшеронском рабочем» постановление администрации МО Апшеронский район № 462 от 24 июля 2019 года не может считаться действующим, не влечет никаких правовых последствий, создает условия для проявления коррупции.

Глава района Олег Цыпкин вообще не попал в поле зрения «государева ока». Как будто это не он злоупотребляет служебным положением вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, иных имущественных прав для третьих лиц. «Третье лицо», коим является чиновница Харченко, замещающая высшую муниципальную должность, уже получила в виде зарплаты и премий примерно два миллиона рублей из районного бюджета.

Поскольку на местном уровне никаких мер в отношении этой ситуации не принято, редакция обратилась к Генеральному прокурору России Игорю Краснову с просьбой взять проверку указанных фактов под личный контроль.

Понравилась статья? Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.