КОГДА СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ НЕ ЗНАТОКИ

КОГДА СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ НЕ ЗНАТОКИ

О «гастролях» акционерного общества «Апшеронск – Лагонаки» в Гуамском ущелье наша газета писала не раз. Публикации на эту тему цитировали и краевые, и федеральные СМИ. Но предприятие с подмоченной репутацией продолжает оказывать небезопасные экскурсионные услуги на территории памятника природы регионального значения.

Гуамское ущелье является одним из самых впечатляющих объектов показа в проекте создания в Апшеронском районе туристско-рекреационного кластера «Курджипский». С ним команда Краснодарского края вошла в число финалистов всероссийского конкурса проектов в сфере экотуризма, однако на заключительном этапе среди победителей не оказалась.

Ну, как тут не вспомнить известную поговорку: «Одна вшивая овца все стадо портит». В век интернета глупо надеяться, что в Москве не узнают, кому доверили жемчужину Кубани. После возбуждения в марте текущего года уголовного дела по факту оказания услуг АО «Апшеронск – Лагонаки», опасных для жизни и здоровья граждан, члены совета директоров предприятия не указали на дверь назначенному ими горе-директору. Более того, он вошел в состав краевой команды по созданию ТРК «Курджипский». И это притом, что участниками акционерного общества являются субъект РФ – Краснодарский край и муниципальное образование Апшеронский район.

Люди едут в хутор Гуамку из многих регионов нашей страны, чтобы насладиться великолепными пейзажами Гуамского ущелья. А видят, как загрязняют уникальную природу те, кому плевать на безопасность туристов.

Учредители даже не пытаются разобраться в нарушениях безопасности услуг, которые оказывает предприятие. Да и какой с них спрос, если следственный орган не разобрался?

Напомним, сообщение о том, что в Гуамском ущелье по аварийной узкоколейке курсирует подвижной состав без тормозов, поступило в Белореченский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Краснодарскому краю 15 июля 2019 года. В нем содержатся факты, добытые в процессе журналистских расследований. В сущности, это дорожная карта следственных действий – пошаговый сценарий получения доказательств. Все, что требовалось следователю – это придать информации процессуальную форму.

Проверять ее начал следователь Тимур Муртазов. Из пяти граждан, указанных в заявлении, опросил только одного. Но в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела привел лишь часть его показаний: убрал из текста информацию о вагонах без тормозов, аварийном состоянии узкоколейной железной дороги, начальстве, которое не принимает никаких мер. «Отказник» вынес сразу после опроса генерального директора АО «Апшеронск – Лагонаки» Романа Зинченко – 14 августа 2019 года.

На следующий день руководство следственного отдела отменило это постановление как незаконное.

В дальнейшем проверочный материал принял к производству следователь Михаил Кушнарев. Тот вообще не заморачивался – скопировал текст незаконного «отказника», вынесенного следователем Муртазовым, и вставил в свое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, в действиях обоих следователей содержатся признаки деяния, очень похожего на фальсификацию доказательств.

Лишь третий следователь, Дмитрий Михайлюта вынес 23 марта 2020 года постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 238 УК РФ – оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.

Режим самоизоляции в связи с коронавирусом изменил рабочий график учреждений, перешедших на дистанционные и комбинированные форматы работы. Тем не менее представителям АО «Апшеронск – Лагонаки» удалось получить паспорт на аттракцион «Поезд парковый на рельсах», провести его техническое освидетельствование и передать эти, с позволения сказать, документы следователю Михайлюте. Таким образом, настоящий поезд и настоящую железную дорогу в Гуамском ущелье окрестили аттракционом.

У следователя не возникло вопросов относительно его безопасности для потребителей экскурсионных услуг, и 23 августа 2020 года он со спокойной душой прекратил уголовное дело. Снял, так сказать, «обременение» с объекта туристского показа — накануне всероссийского конкурса. Руководство следственного органа не возражало.

В начале октября текущего года заместитель руководителя Белореченского межрайонного следственного отдела Роман Злой принял от заявителя ходатайство о приобщении к материалам уголовного дела новой информации. По сути, оно является сообщением о преступлении. Роман Владимирович внимательно прочитал текст на шести листах, но ни словом не обмолвился о прекращенном уголовном деле. Через месяц прислал заявителю письмо, в котором сообщил, что следователь Михайлюта прекратил уголовное дело за отсутствием события преступления.

В переводе на простой язык это означает: услуги АО «Апшеронск – Лагонаки» не представляют опасности для отдыхающих.

Что касается следователя, то он получил в руки очередной номер «Горного вестника Кубани» от 30 сентября 2020 года, где опубликован материал под заголовком «Этот хитросделанный аттракцион». Однако журналистское расследование, занявшее две газетные полосы, не подвигло Дмитрия Михайлюту возобновить следственный процесс — как и его начальников. Прекращенное уголовное дело окружили тайной следствия. Журналисту со статусом заявителя отказали в ознакомлении с его материалами. Не приняли ходатайство с журналистским расследованием по аттракциону, которое является сообщением о преступлении. Вот, собственно, равнодушие, которое сродни халатности.

И это притом, что Федеральный закон «О средствах массовой информации» дает журналисту право получать доступ к документам и материалам, копировать, публиковать и оглашать их.

Смысл сохранения тайны следствия пропадает, если дело прекращено на стадии предварительного следствия. Но под покровом тайны служители закона увели от ответственности тех, кто нарушает закон.

В сложившейся ситуации только гласность может оградить людей от опасности.

Следует отметить, представители надзорных структур на протяжении долгого времени пытались разобраться, кто же должен осуществлять контроль безопасности при оказании экскурсионных услуг в Гуамском ущелье? Органы прокуратуры, Апшеронского района и Краснодарского края, посылали запросы в различные инстанции, но принять окончательное решение не представлялось возможным. В связи с этим они организовали расширенное совещание, которое прошло в одном из отелей хутора Гуамка.

В нем приняли участие сотрудники Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы в сфере транспорта (Южное УГДЖН Ространснадзора) из города Ростова-на-Дону.

Среди приглашенных был начальник отдела управления надзора за безопасностью аттракционов министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Николай Слюсаренко. Он рассказал следующее:

— Ростовчане решительно открестились от узкоколейки, проходящей через Гуамское ущелье. Говорили, она давно и нигде не стоит на балансе, это не прямая железная дорога и даже не внутренняя, а железнодорожный локомотив не является железнодорожным транспортом.

Мы получили ответ на официальный запрос, отправленный Камбарскому машиностроительному заводу, который является производителем узкоколейного тепловоза ТУ-8. В нем написано, что данный локомотив не что иное, как железнодорожное транспортное средство.

Позицию нашего управления никто не поддержал, Участники совещания ссылались на новый технический регламент «О безопасности аттракционов». По нему имеет право работать только Гостехнадзор. В нем действительно указан аттракцион «Поезд парковый на рельсах», но подвижной состав, работающий в Гуамском ущелье, таковым не является. Я взывал к логике и здравому смыслу. Объяснял присутствующим: если молоток назвать ножницами, он все равно останется молотком. Какая разница, соединяется узкоколейка с центральной железнодорожной веткой или нет? В любом случае у нее стандартные рельсы. Да, советские ГОСТы утратили силу, но это не означает, что они плохие.

В общем, комиссия пришла к выводу, что настоящий поезд вместе с узкоколейкой является аттракционом. Будем надеяться, что специалисты гостехнадзора наведут порядок.

Управление по надзору за безопасностью аттракционов министерства ГО и ЧС Краснодарского края упразднили после выхода Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2020 года под номером 1540. Оно утвердило правила осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации разных видов техники, в том числе аттракционов. После внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты региона надзорные функции за аттракционами будет осуществлять гостехнадзор — структурное подразделение Минсельхоза Кубани.

Право на регистрацию аттракционов перешло к нему раньше – в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2019 года под номером 1939, утвердившее правила их государственной регистрации. В том же месяце вышло и Постановление Правительства РФ под номером 1732 «Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов».

Эти правила и требования написаны простым и понятным языком. Казалось бы, вот оно, руководство к действию. Но не тут-то было.

Как сообщили специалисты гостехнадзора, в апреле нынешнего года администрация Апшеронского района обратилась к ним по поводу регистрации аттракциона «Поезд парковый на рельсах». Но среди представленных бумаг не было главного документа — паспорта на аттракцион. В итоге чиновники получили от ворот поворот.

В правилах государственной регистрации аттракционов черным по белому написано: «Эксплуатант обязан зарегистрировать аттракцион в органе гостехнадзора по месту установки аттракциона».

Эта обязанность закреплена в требованиях к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов. В пункте 122: «Аттракцион должен быть зарегистрирован в установленном порядке». В пункте 125: «Эксплуатационные документы включают в себя паспорт аттракциона с отметками о регистрации».

В Гуамском ущелье ничейный локомотив с вагонами, без государственной регистрации, без лицензии на перевозку людей, без разрешения на оказание экскурсионных услуг с утра до вечера ездит по узкоколейке, которая не соответствует требованиям безопасности.

В паспорте аттракциона собственником значится администрация Нижегородского сельского поселения, но сельский глава Сергей Милованов категорически отрицает этот факт.

Администрация района закрывает глаза на липовый документ, согласно которому собственность муниципалитета — узкоколейная железная дорога принадлежит другому лицу.

Некий мастер, на все руки от скуки, с одного из хуторов Ростовской области, фигурирует в паспорте как изготовитель аттракциона. Ага. Сделал вагоны, локомотив и железную дорогу.

Муниципальный земельный контроль не проверяет законность функционирования аттракциона на муниципальном объекте недвижимости.

И такое положение вещей устраивает всех.

«Поезд парковый на рельсах» имеет документ под названием «Оценка технического состояния», вышедший из-под пера экспертного центра «МАРСТАР», зарегистрированного в Санкт-Петербурге. Сразу видно, питерские ребята приценивались конкретно.

В пункте 1.4 «Технические данные аттракциона» указали: максимальная скорость аттракциона – 10 километров в час, тепловоза – 12. То есть, тепловоз едет быстрее вагонов. А они — сами по себе, самоходные.

И ничего, что технические характеристики тепловоза ТУ-8 есть в открытом доступе на сайте Камбарского машиностроительного завода, который является его изготовителем. Там указана максимальная скорость локомотива – 42 километра в час.

В паспорте, в разделе 2.3 есть колонка под названием «Методы исключения или минимизации рисков». В ней написано:

  1. Невозможно развитие скорости свыше 12 километров в час на первой передаче тепловоза ТУ-8.
  2. Включение иной передачи, кроме первой, невозможно по причине отсутствия всех вилок переключения передач.

Потребители экскурсионных услуг, кем являемся мы с вами, имеют право консультироваться со специалистами, когда речь идет о безопасности. Вдруг нам захочется прокатиться на паровозике. Так вот, эксперты пришли к однозначному выводу: данные паспорта доказывают факт самовольного внесения изменений в двигатель тепловоза ТУ-8. Грубо говоря, двигатель сломали, чтобы локомотив быстро не ездил. Но вносить изменения в конструкцию двигателя нельзя без участия представителей завода-изготовителя. Это создает угрозу для жизни и здоровья людей.

Есть и другое компетентное мнение: в тепловозе никто ничего не менял – на бумаге написали.

Бумага все стерпит, что подтверждает и техническое освидетельствование так называемого аттракциона. В нем указан технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности аттракционов», принятый в 2016 году. Под него подогнали липовую дату выпуска аттракциона – август 2016-го.

Для сведения: нормативные акты, одобренные решением Совета ЕАЭС, имеют силу прямого действия на территории России.

Между техническим регламентом и стандартами есть существенное отличие. Соответствие стандартам – дело добровольное. Технический регламент – документ, обязательный для исполнения. Он вступил в юридическую силу 18 апреля 2018 года. И когда в официальном документе на него ссылаются якобы в 2016 году, столь удивительный факт ну, очень похож на служебный подлог – статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Итак, обсудим эту тему на юридическом языке.

Квалификация служебного подлога – один из вопросов Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от девятого сентября 2013 года под номером 24. В соответствии с названным Постановлением предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие разные юридические последствия, в том числе в виде предоставления прав.

В нашей ситуации паспорт и техническое освидетельствование являются официальными документами, которые удостоверяют безопасность аттракциона и дают эксплуатанту право на оказание экскурсионных услуг.

Общественная опасность служебного подлога связана, прежде всего, с тем, что возможно использование «юридической силы» поддельного документа.

Пленум Верховного суда РФ посчитал, что служебный подлог будет иметь место не только в случае внесения в документ заведомо ложных сведений, но и когда заверяется документ с заведомо ложными сведениями.

Генеральный директор АО «Апшеронск – Лагонаки» Роман Зинченко заверил штампом «копия верна» и личной подписью каждую страницу липового паспорта аттракциона «Поезд парковый на рельсах». Но следствие не увидело необходимости в экспертизе документов. Как вы думаете, оно вообще способно защитить безопасность граждан?

Прокурор Апшеронского района Юрий Гайдуков в письменном ответе на редакционный запрос сообщил об отмене постановления о прекращении уголовного дела по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности со стороны АО «Апшеронск – Лагонаки». В настоящее время данное уголовное дело находится в производстве.

 

Понравилась статья? Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.