Профессионалы следственных органов сходятся во мнении, что настоящий следователь тот, у которого горят глаза. И это объективная оценка. Цитирую: «По глазам сразу можно понять, у кого все получится. Взгляд выдает желание трудиться и помогать людям, демонстрирует увлеченность и способность честно работать».
Здоровый азарт способствует движению к намеченной цели, наполняет человека новыми идеями и раскрывает внутренний потенциал. Безмерно жаль, что от следователей Следкома РФ, работающих в Апшеронском районе, такие эмоции не исходят. Вот конкретные факты, опубликованные в «Горном вестнике Кубани».
Еще в июле 2019 года в Белореченский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Краснодарскому краю поступило сообщение о том, что в Гуамском ущелье по аварийной узкоколейке курсирует подвижной состав без тормозов. Проверку начинал Тимур Муртазов. Из пяти граждан, указанных в заявлении, опросил только одного и лихо состряпал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, убрав из показаний свидетеля информацию о вагонах без тормозов, аварийном состоянии узкоколейной железной дороги, начальстве, не решающем эти проблемы.
Руководство следственного отдела тут же отменило «отказник» как незаконный, но его скопировал следователь Михаил Кушнарев, принявший к производству проверочный материал, и вставил в свое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В марте 2020 года следователь Дмитрий Михайлюта возбудил уголовное дело, ссылаясь на заключение эксперта. В нем написано, что услуги, осуществляемые АО «Апшеронск – Лагонаки» по перевозке пассажиров по узкоколейной железной дороге в Гуамском ущелье, представляют опасность для жизни и здоровья граждан. То есть поводом для возбуждения послужило неудовлетворительное техническое состояние железнодорожного пути. И все на этом. Самодельные вагоны и отсутствие документов на подвижной состав, позволяющих оказывать экскурсионную услугу, внимания следователя не удостоились. Спустя пять месяцев он прекратил уголовное дело за отсутствием события преступления. При этом состояние узкоколейки лучше не стало.
Дальнейшие журналистские расследования на основе собранных фактов в очередной раз показали, что услуги АО «Апшеронск – Лагонаки» остаются опасными для жизни и здоровья экскурсантов. Опубликованные материалы были переданы нашим коллегам – следственным работникам, что, в принципе, расценивается законом как подача сообщения о преступлении. Но это не подвигло их начать проверку информации.
А дальше в результате реорганизации Апшеронский район закрепили за Горячеключевским межрайонным следственным отделом. Заместитель начальника этого отдела Мурат Тамазов обратился в суд с ходатайством о разрешении отмены постановления следователя о прекращении вышеназванного уголовного дела. Потому что по закону отмена процессуального документа по истечении одного года со дня его вынесения разрешается только в судебном порядке.
Таким образом, уголовное дело было реанимировано. Но, как говорится, недолго музыка играла. Расследование поручили Тимуру Муртазову. Да, тому самому, который «отредактировал» показания свидетеля. И этот следователь вскоре прекратил процесс с формулировкой «за отсутствием события преступления».
Последним гвоздем в крышке гроба уголовного дела стал ответ на редакционный запрос заместителя начальника отдела Мурата Тамазова, сообщившего буквально следующее:
«Доказательств наличия реальной угрозы для жизни или здоровья человека при оказании АО «Апшеронск – Лагонаки» услуг в результате расследования не установлено».
Вот так, дорогие наши читатели. Разбитая узкоколейка, регулярно соскакивающие с рельсов кустарные пассажирские вагоны, не имеющие сертификатов соответствия, самовольное вмешательство в конструкцию заводского локомотива, — это, по мнению следственных работников, не доказательства наличия реальной угрозы.
Между тем толковые словари русского языка объясняют: реальной угрозой является окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов.
Явлению в Гуамском ущелье больше трех лет. И оно окончательно сформировалось. Отсюда принципиальный вопрос: только жертвы могут активизировать профилактическую деятельность следователей?
Активность в работе служителей закона, к сожалению, констатировать не приходится.
Еще пример. В марте 2022 года в Горячеключевской МСО поступило редакционное сообщение о совершении, по мнению редакции, о бездействии главы Нижегородского сельского поселения Сергея Милованова. Зная о начавшемся демонтаже заводских пассажирских вагонов ПВ-40, сданных поселением в аренду АО «Апшеронск – Лагонаки», он не предотвратил уничтожение муниципального имущества.
Что толку в бесконечных детализациях, если следователь Тимур Вороной, проводивший проверку, так и не вник в ситуацию, хотя получил необходимые доказательства, копии документов и дорожную карту следственных действий. Все, что ему требовалось – это придать информации процессуальную форму. Однако спустя месяц, на момент вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, не были опрошены даже главные фигуранты – представители арендодателя и арендатора, не говоря уже о свидетелях.
«Отказник» содержит почти полный текст редакционного заявления без какой-либо его оценки и, непонятно для чего, ссылки на законодательство о железнодорожном транспорте в России. Спрашивается, причем тут железнодорожный транспорт, если речь идет об уничтоженном муниципальном имуществе?
Вывод, сделанный следователем, и вовсе обескураживает. Мол, каких-либо объективных данных о том, что глава Милованов имел корыстную либо иную личную заинтересованность не установлено.
А ведь следователь получил копию протокола опроса главы дознавателем, в котором содержатся весьма любопытные факты. И они разложены заявителем по полочкам.
Итак, глава Милованов сообщил должностному лицу, что балансовая стоимость локомотива – 720 тыс. рублей. Это ложь. Он просто убрал ноль от балансовой стоимости подвижного состава – 7 млн. 200 тыс. рублей. А локомотив отдельно на балансе администрации Нижегородского сельского поселения не стоит, потому что не может возить туристов без вагонов. На балансе находится под одним инвентарным номером подвижной состав – локомотив ТУ-8 и три пассажирских вагона узкой колеи ПВ-40.
Сергей Милованов указал также рыночную стоимость локомотива – более 787 тыс. рублей. Но эта цифра – не что иное, как рыночная стоимость годовой арендной платы подвижного состава по состоянию на 29 июля 2020 года – по итогам оценочной экспертизы.
При этом опрошенный дознавателем генеральный директор АО «Апшеронск – Лагонаки» Роман Зинченко сообщил, что предприятие платит только за аренду локомотива, а вагоны, дескать, хранятся на территории их производственной базы в исправном состоянии.
Это тоже ложь. Согласно договору аренды и дополнительных соглашений к нему в аренде у предприятия находится подвижной состав.
Можно предположить, что Сергей Милованов и Роман Зинченко действуют по предварительному сговору.
Разве это не доказательства корыстной либо иной личной заинтересованности?
Перспективы Нижегородского сельского поселения печальны. Доходы в его казну от арендной платы за подвижной состав всецело зависят от гражданина Зинченко, имеющего большие проблемы с законом. Как только нынешний генеральный директор сменится, новый руководитель не получит по акту приемки арендованных муниципальных вагонов. Их в природе уже не существует, остались только муляжи. Таким образом, сельский бюджет лишится дохода от арендной платы
.Но следователь Вороной, похоже, запутался в цифрах и не смог выстроить логическую цепь из полученной информации.
Галина Симкина
Добавить комментарий