ЭТОТ ХИТРОСДЕЛАННЫЙ АТТРАКЦИОН

О рисках, связанных с нарушением правил эксплуатации подвижного состава и узкоколейной железной дороги в Гуамском ущелье, писано-переписано. Эта информация легла в основу уголовного дела, которое было возбуждено 23 марта 2020 года по факту оказания услуг АО «Апшеронск – Лагонаки», опасных для жизни и здоровья потребителей. Спустя полгода можно констатировать: следствие тянет волынку, не проявляет рвения к поискам доказательств вины конкретных лиц. А тут еще акционерное общество передало в районную прокуратуру и следственные органы документы туристского объекта под названием «Аттракцион парковый на рельсах».  

Здесь уместно вспомнить известную пословицу: «Повторение – мать учения». Так что, еще раз. АО «Апшеронск – Лагонаки» начало самостоятельно изготавливать летние вагоны в конце прошлого года. Производство развернули в Хадыженске, на территории бывшего водочного завода. Но пассажирские вагоны узкой колеи, да еще без окон, являются нестандартными, то есть на них не разработан ГОСТ.

Перед тем как изготавливать такие объекты, требовалось разработать и зарегистрировать в Росстандарте «Технические условия на вагон». В них должны быть указаны технические требования ко всем частям вагона, правила приемки, методы испытаний и так далее – по списку. А сам производственный процесс не может проходить без жесткого контроля качества. Не может, Карл!

Но хадыженские «вагоностроители» выдали на-гора продукцию без разрешительных документов, без специалистов, имеющих допуск на такую деятельность, без сертификатов соответствия.  

Вопрос о безопасности экскурсионного поезда встал ребром в рамках уголовного дела, когда один за другим стали сходить с рельсов самодельные вагоны. Почесали репы парни, обратились за советом к учредителям. В итоге ушли от строгих железнодорожных правил и норм, назвав подвижной состав аттракционом. Теперь они, видимо, думают, что дело в шляпе. Уголовное.

ТОПОРНАЯ РАБОТА ИЛИ ПРЕСТУПНЫЙ УМЫСЕЛ?

В паспорте так называемого аттракциона не содержится информации об организации, являющейся его разработчиком. Но на всех страницах стоит штамп «копия верна» с подписью генерального директора АО «Апшеронск – Лагонаки» Романа Зинченко.

На титульном листе оного документа значится: «Дубликат. Восстановлен в 2019 году». Дата выпуска аттракциона —  август 2016-го.

Эти сведения трактуются однозначно: мол, прежний руководитель предприятия обращался с деловыми бумагами небрежно, и они потерялись. А нынешний гендиректор – аккуратист, восстановил их, когда приступил к работе в феврале 2019 года.

Листаем дальше. Читаем, что аттракцион механизированный «Поезд парковый на рельсах» представляет собой изолированный отрезок узкоколейного железнодорожного пути протяженностью 1707 метров, не примыкающего к путям общего пользования.

Состоит аттракцион из тепловоза ТУ-8 и четырех пассажирских модулей – туристских вагонов открытого типа.

То есть, представляет собой кусок «железки», а состоит из локомотива с вагонами. Изготовитель запутался в терминах?

Подвижной состав вместе с узкоколейкой якобы изготовил индивидуальный предприниматель Василенко, проживающий в одном из хуторов Ростовской области. Затем, как следует из акта о приемке, передал объект собственнику — администрации Нижегородского сельского поселения Апшеронского района.

Только вот собственник об этом ни сном ни духом не ведает. По словам сельского главы Сергея Милованова, никакого отношения к аттракциону администрация не имеет.

Действительно, ведь на акте о приемке продукции нет его подписи. И где финансовые документы, подписанные в августе 2016 года приобретателем и балансодержателем аттракциона, а также арендатором в лице руководителя тогдашнего ОАО «Апшеронск – Лагонаки»? Этих документов нет. А в существующем договоре аренды муниципального имущества аттракцион не фигурирует.

Более того, есть свидетельство о государственной регистрации права, выданное в 2006 году, из которого следует, что участок узкоколейной железной дороги от хутора Гуамка до поселка Мезмай принадлежит муниципальному образованию Апшеронский район.

Это, конечно, жесть. Если поезд перемещается по изолированному отрезку УЖД, входящему в комплект аттракциона, принадлежащего сельскому поселению, то где объект недвижимости «участок узкоколейной железной дороги», принадлежащий районной администрации? Но если все-таки подвижной состав курсирует по муниципальной узкоколейке, где ж тогда «изолированный отрезок железнодорожного пути», поставленный производителем в комплекте аттракциона? Быть может, рельсы со шпалами на складе пылятся?

Здравый смысл побуждает задать вопрос: разве мог ипэшник сделать локомотив? Тепловоз — детище Камбарского машиностроительного завода.

Про вагоны и говорить не приходится — они без роду, без племени.  В паспорте написано, что пассажирские модули длиной 8200 миллиметров построены на базе пассажирских вагонов ПВ-40. Их, между прочим, в свое время  изготовил Демиховский машиностроительный завод. Но у заводского вагона длина 10 метров 20 сантиметров. Нате вам признаки подлога.

«Паспортист» отметил, что аттракцион передвигается по рельсам. Сослался на ГОСТ, где указано, что деревянная шпала должна быть длиной полтора метра. Но по факту используемые в ущелье шпалы значительно короче – от 1100 до 1200 миллиметров. Еще подлог?

Коэффициент устойчивости колесной пары против схода с рельсов будто взят с потолка. Он не соответствует действующим нормативным документам. И снова подлог?

Кроме того, в паспорте нет ссылок на документацию с требованиями к нормам и допускам содержания рельсовой колеи, земляного полотна  и прочего.

Неизвестный мастер не преминул сообщить: «Эксплуатация аттракциона должна проводиться с учетом регулярного обслуживания и обследования узкоколейной железной дороги подрядной организацией, имеющей соответствующие разрешения для данного вида работ». Ага! Где же тогда расчеты рельсового пути и ссылки на соответствие ГОСТу?

К паспорту прилагается важный документ — руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию аттракциона. Но нет в нем сведений об организации, которая его разработала, что не соответствует требованиям ГОСТа. Как нет и описания устройства узкоколейного полотна, норм и допусков содержания рельсовой колеи, балластного слоя, земляного полотна, искусственных сооружений.

Ну, как тут не вспомнить техническую судебную экспертизу узкоколейной железной дороги в Гуамском ущелье, проведенную следствием в феврале текущего года? Она выявила, что у владельца инфраструктуры АО «Апшеронск – Лагонаки» отсутствуют необходимые нормативно-технические и другие документы, которые определяют возможность функционирования узкоколейного железнодорожного пути, в том числе нормативов его устройства и содержания, технических паспортов подвижного состава.

А владельцами этой инфраструктуры являются муниципальное образование Апшеронский район и администрация Нижегородского сельского поселения.

Кроме того, экспертиза выявила, что у организации, осуществляющей текущее содержание узкоколейки, нет допускаемых к эксплуатации измерительных инструментов, книг промеров пути, других актов либо журналов, отражающих проведение эксплуатационного контроля.

В общем, бардак продолжается. Подвижной состав продолжает перевозить пассажиров, создавая угрозу жизни и здоровью отдыхающих.

И НИКУДА НЕ ДЕТЬСЯ ОТ ЭТОГО

Дата создания аттракциона – август 2016 года – выбрана неслучайно. Раньше производство, монтаж и эксплуатация развлекательных аттракционов практически не контролировались государственными ведомствами. Эта индустрия развивалась по принципу: «Что хочу, то и ворочу». А с первого сентября 2016-го в соответствии с Постановлением Правительства РФ в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, внесли аттракционы – с целью предотвращения и минимизации несчастных случаев.

Российская Федерация является полноценным участником Евразийского союза. Нормативные акты, одобренные решением Совета ЕАЭС, имеют силу прямого действия на территории России.

С 2018 года одним из таких документов стал новый техрегламент, который регламентирует нормы к безопасности при производстве, эксплуатации и монтаже элементов аттракционов. Для подтверждения указанных требований проводится обязательная их сертификация или декларирование соответствия.

Регламент распространяется на аттракционы, при пользовании которыми на пассажиров оказывается биохимическое воздействие с определенной степенью потенциального риска.

Степень биохимических рисков относится к категориям RB-1, RB-2, RB-3. Первая категория – высочайшая степень риска, а третья – практически минимальная.

Поезд парковый на рельсах относится к механизированным аттракционам поступательного движения. Если он имеет степень риска RB-1, сертификация будет обязательной.

Для аттракционов, чья степень биохимических рисков – категории RB-2, RB-3, проводится декларирование соответствия. В данном случае ответственность за подлинность документов лежит на заявителе. 

Ключевой целью сертификации аттракционов в России является подтверждение соответствия требованиям безопасности. Полномочия по проведению таких процедур принадлежат органам и центрам, имеющим государственную аккредитацию. Прохождение сертификации предусматривает следующие этапы:

— аккредитованные центры рассматривают заявки и анализируют техническую документацию;

— в отношении представленного оборудования проводят испытания и исследования, фиксируются значения и характеристики, влияющие на безопасность;

— при отсутствии замечаний к характеристикам оборудования, безопасности использования для посетителей, соответствии техническим нормативам и стандартам выносится положительное решение о выдаче сертификационных бумаг.

Сведения о выданном сертификате вносятся в единый реестр. В ходе эксплуатации оборудования будет проводиться ежегодный инспекционный контроль, который должен подтвердить соответствие нормам безопасности.

Все перечисленное выше доказывает на раз, что аттракцион, представленный АО «Апшеронск – Лагонаки» — это чрезвычайно опасная афера.

При высоте подъема или спуска аттракциона более восьми метров он имеет высочайшую степень риска – категория RB-1. А тепловоз с вагонами, работающий в Гуамском ущелье, поднимается на высоту более 40 метров. Страшно представить, что будет, если там, наверху, у поезда откажут тормоза. А ведь они отказывали, о чем неоднократно писал «Горный вестник Кубани». К счастью, поезд успевал спуститься.

«ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА…»

В паспорте аттракциона «Поезд парковый на рельсах» (раздел 2.2) черным по белому написано и заверено подписью руководителя: «Во время движения поезда не осуществляется подъема или спуска с высоты».

С такой позицией руководства не приходится удивляться техническому освидетельствованию аттракциона от 30 апреля 2020 года. Его провело ООО «Экспертный центр «МАРСТАР» из Санкт-Петербурга. Как написано в экспертном заключении, комиссия считает, что на момент освидетельствования аттракцион находится в работоспособном состоянии и может эксплуатироваться. Но. После того как будут исправлены дефекты.

Эти ребята относительно перечисленных нарушений правил и норм не заморачивались. Указали четыре критических дефекта. В частности, посадка – высадка пассажиров происходит на криволинейном участке пути. В результате образуется зазор до 60 сантиметров между посадочной площадкой и вагоном. Это превышает допустимый норматив в 120 миллиметров, что не допускается.

Также на территорию аттракциона не исключен доступ посторонних лиц со стороны реки Курджипс, потому что ограждение не соответствует нормативным требованиям.

Эксперты пришли к выводу, что наш аттракцион с минимальной степенью риска – RB-3, потому что высота его подъема меньше двух метров. Ну, имели в виду расстояние от пассажирского сиденья до земли. Не впечатлило их расстояние до реки Курджипс, несущей свои воды по низине Гуамского ущелья, которое на разных участках пути – от шести до 15 метров. А ведь в русле реки лежит автомотриса, упавшая вместе с людьми в 2002 году. Но кого это волнует?

Вот если б из-под пера экспертов вышла гарантийная бумага, что никто никуда не упадет, тогда бы они отвечали за сходы состава с рельсов. А так что? С них и взятки гладки. Не зря же из Питера ребят пригласили, хотя в Краснодаре хватает специалистов по аттракционам.

Впрочем, указанные ими дефекты не исправлены. Поезд продолжает ездить. С высочайшей степенью риска. Отсутствие сертификата в данном случае влечет административные наказания – согласно главе 14 КоАП РФ:

—  денежный штраф, размер которого может достигать одного миллиона рублей;

— конфискация имущества, на которое не было обнаружено бумаг;

— приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Просим считать данный материал официальным обращением в правоохранительные органы.    

Понравилась статья? Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.