А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

 

Непринятие мер по обеспечению безопасности туристов, посещающих Гуамское ущелье, стало системной проблемой. Муниципальный контракт на оказание услуг по расчистке объекта туристского показа имеет прямое к ней отношение.

Красота этого памятника природы буквально – страшная сила. Время от времени здесь случаются камнепады. Один сорвавшийся вниз булыжник может вызвать град из обломков горных пород вперемешку с грунтом. А уж ливень со шквальным ветром способны двигать огромные валуны.

Полоса отвода узкоколейки, проходящей через ущелье, является ограниченным пространством: с одной стороны – отвесные скалы, с другой – пропасть. Укрыться от камнепада негде.

Ежегодно в бюджет Апшеронского района из бюджета Краснодарского края перечисляется субсидия на расчистку Гуамского ущелья от нависающих камней, бревен и аварийных деревьев. Получив эти средства, администрация муниципалитета объявляет аукцион, по результатам которого выбирает исполнителя.

В прошлом году на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка – от микропредприятия, зарегистрированного в Москве. Больше желающих поработать за гроши в экстремальных условиях не нашлось.

Муниципальный контракт за номером 143 от шестого ноября 2020 года оценивался в 779 тысяч рублей. В месячный срок требовалось очистить скальную поверхность площадью 17 гектаров. Притом что потенциально опасная площадь левого скального массива Гуамского ущелья составляет около 148 гектаров. Таким образом, средства выделили на расчистку чуть более 11 процентов от этой площади из расчета четыре рубля с хвостиком за один квадратный метр.

Верхние отметки скального склона, откуда падают камни и деревья, находятся от 800 до 1000 метров над уровнем моря. Однако техническое задание к муниципальному контракту, подготовленное администрацией Апшеронского района, подразумевает очистку скал от 50 до 150 метров в высоту от уровня узкоколейки. Все, что сорвется выше этих отметок, улетит в небо – так, что ли, получается?

Абсурдность техзадания подтверждает безразличие местных чиновников к вопросам безопасности туристов, посещающих Гуамское ущелье.

 

Цену данного контракта профессионалы называют издевательством над самим понятием труда промышленных альпинистов, ведь расценки аналогичных услуг в крае начинаются от 100 рублей за квадрат. Специалисты объяснили, почему очистка скал считается опасным и очень трудоемким процессом. Альпинист привязывается веревкой к дереву и спускается по ней вниз. Он может очистить по пять метров скальной поверхности вправо и влево – таков норматив. То есть один специалист расчищает 10 квадратных метров в одном метре по спуску, за день — примерно 50 квадратов. Если, конечно, будет работать, как вертолет.

 

Получается, московский подрядчик (ООО «На высоте») вкалывал почти на голом энтузиазме.  Вот тут-то собака и зарыта.

Муниципальный контракт с довольно жестким техническим заданием подписала генеральный директор Общества Светлана Швыдкая.

В описании объекта закупки сообщается, что левый скальный массив, расположенный в непосредственной близости к узкоколейному железнодорожному полотну, загроможден обломками камней, бревен и аварийных деревьев, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также муниципальной собственности, эксплуатируемой в Гуамском ущелье.

Главным условием техзадания, без чего, собственно, его выполнение невозможно, является  допуск к работе на высоте лиц, обладающих техникой альпинизма на уровне  четвертого спортивного разряда – не ниже.

Среди мер по технике безопасности и охране труда – требование о необходимости ограждения рабочей зоны от транспортных средств и прохода людей. Срок введения данных ограничений устанавливается, как написано в документе, «совместно с собственником (арендатором) имущества, расположенного на участке проведения работ».

Генеральный директор АО «Апшеронск – Лагонаки» Роман Зинченко  является главным свидетелем тех событий. Но, возможно, соучастником.

Местные жители и работники предприятия говорят, что никаких альпинистов на объекте и близко не было. По ущелью несколько раз прошлись двое мужчин – веточки для блезиру собрали. Видимо, для фотоотчета.

В это можно было бы и не поверить. Но акт о приемке выполненных работ наводит на мысль о грандиозном очковтирательстве. Сей опус из 12-ти листов противоречит не только требованиям муниципального контракта, но и реальной действительности.

Так, в нем фигурируют альпинисты ООО «Стройимплекс», которое, судя по всему, является субподрядчиком. Однако в едином государственном реестре юридических лиц такого предприятия нет. Кроме того, среди альпинистов указаны третьеразрядники, что противоречит техническому заданию.

Самый, конечно, интересный вопрос: как транспортировали камни, бревна и деревья с одного конца ущелья в другой, рядом с которым находится автостоянка?

Написано, что строительный мусор и грузы 1 класса вывозили вагонами, погрузка грунта на автомобили-самосвалы проводилась  экскаваторами с ковшом.

Только АО «Апшеронск – Лагонаки» не имеет грузовых вагонов, а люди в один голос отрицают факт погрузо-разгрузочных работ и, соответственно, расчистки скал.

Между тем объемы и качество услуг, оказанных исполнителем, подтвердил директор ООО «Трансстройпроект» (Технадзор) Петр Дорошенко. Его комментарий в стиле «лучшая защита – это нападение» достоин цитирования:

— Я периодически там появлялся и видел, на каких участках велись работы. Обратились к ним (альпинистам – прим. ред.) с просьбой, когда начался снегопад, расчистить дорогу, заваленную снегом и деревьями. Люди вышли и работали, хотя у них был выходной. По снегу лазили, выносили камни из ущелья, складывали на площадке и вывозили техникой. Сам видел, как альпинист висел на веревках, мне страшно стало – там гололед, все льдом покрылось, а человек работает. Выполнили работу на совесть. Очень уважительные и культурные люди. Я видел удостоверения этих специалистов, они из Москвы. Буду рекомендовать им обращаться в суд за клевету. Заранее предупреждаю.

Дьявол, как говорится, в деталях. Согласно архивным метеорологическим данным в ноябре и декабре 2020 года снегопадов в хуторе Гуамка не было.

Приемочный акт подписал также Дмитрий Тельнов, заместитель главы Апшеронского района, курирующий правовое направление в работе районной администрации, член совета директоров АО «Апшеронск – Лагонаки». Уж он-то должен знать, что заказчик обязан осуществлять контроль всех этапов работ. А представленные исполнителем фотографии при его отсутствии не могут являться доказательствами выполненного технического задания.

Управление имущественных отношений Апшеронского района передало в аренду АО «Апшеронск – Лагонаки» узкоколейную железную дорогу, которая должна содержаться как УЖД. Стоит понимать, что в административном отношении узкоколейки принадлежали разным ведомствам, начиная от Министерства путей сообщения СССР и заканчивая каким-нибудь леспромхозом.

Любая железная дорога является объектом повышенной опасности. Ходить по железнодорожным путям запрещено. И это должно быть прописано в ведомственных документах. К ним относятся правила технической эксплуатации узкоколейной железной дороги и технические указания по ее содержанию. Подготовить и утвердить их обязан собственник УЖД. В нашем случае — муниципальное образование Апшеронский район. Однако руководство муниципалитета самоустранилось от проблем безопасности на территории памятника природы, в границы которого входит узкоколейка.

Полосу земли вдоль железнодорожного полотна арендатор тупо завалил щебнем, даже проход для путейцев не оставил. Щебенка теперь ходуном ходит и осыпается вниз, на берег Курджипса. Вот как раз на одном из таких мест и поскользнулся Михаил Михеев. Мог бы схватиться за перильные ограждения, но их там нет…

И не надо нам рассказывать, что люди в ущелье погибли случайно. Будем говорить прямо: никто не заботится о безопасности туристов, приносящих доход в районный бюджет. А уж про местных жителей и говорить не приходится – по мнению властей, они всегда виноваты сами.

С первого сентября текущего года заключен очередной муниципальный контракт на расчистку Гуамского ущелья. Это почти идентичная копия прошлогоднего контракта, с одной лишь разницей — участок работ находится в той части ущелья, где ездит подвижной состав. Исполнитель тот же – ООО «На высоте» (Москва). Со стороны заказчика документ подписала заместитель главы Апшеронского района Елена Харченко. И все на этом. Организовать контроль качества работы альпинистов чиновница не удосужилась.

Если б подрядчик выполнял контрактные требования, то во время рабочего процесса паровозик стоял бы на приколе. Но он ездит в обычном режиме. История повторяется.

В самый раз напомнить об участии граждан в общественном контроле – как того требует Национальный план противодействия коррупции.  Для начала давайте потребуем от правоохранительных органов выяснить имена и фамилии альпинистов, которые работали в Гуамском ущелье в 2020 году и работают сейчас. Какие у них спортивные разряды и чем это подтверждается? Сколько раз они расписывались в журнале по технике безопасности? Имеются ли наряды – допуски? Кто этот парень, который висел на веревке во время гололеда, очищая скальную поверхность? Должны же мы знать своих героев.

Далее мы потребуем выяснить номера грузовых машин, имена и фамилии водителей, название фирмы, выдавшей им путевые листы.

Также необходимо получить информацию о проведении государственной экологической экспертизы документов, на основании которых осуществляется хозяйственная деятельность на территории памятника природы.

Есть вопросы и к заместителю главы района Елене Харченко:

— обращалась ли районная администрация в край с просьбой выделить дополнительное финансирование на очистку скал в Гуамском ущелье?

— какие документы подтверждают эту необходимость?

— каким образом арендатор муниципальной узкоколейки обеспечивает безопасность на объекте туристского показа?

Для сведения: местные правоохранители уже отчитались по результатам проверки исполнения прошлогоднего контракта. Нарушений не выявили.

Так что обращаться придется в Главное управление МВД России по Краснодарскому краю.

 

Понравилась статья? Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.